Вдохновение для признания...
+7 (343) 350-01-16
Заказать обратный звонок
Отправить заявку
Вакансии
Главная БлогИнтересное!История возникновения нот.

История возникновения нот.

09.03.2017 | Интересное!

История возникновения нот берет свое начало еще от античной древности. В эпоху раннего средневековья была распространена буквенная запись звуков. Она позволяла обозначить лишь высоту звуков, но их длительность при этом не фиксировалась вовсе. Со временем этот способ записи нот оказался мало пригодным для записи начавшей развиватся в то время многоголосной музыки. 


В период с VIII по XI век, начала использоваться так называемая невменная запись( Невмы - от греч. neuma - графические значки, помещавшиеся над словесным текстом), но она была весьма не совершенной, так как не фиксировала точных звуковых соотношений, а лишь указывала (правда, достаточно наглядно) направление развития мелодии. 

Древнерусским эквивалентом невменного письма были "крюки" или "знамёна". Древнейшие памятники русского крючкового письма относятся к концу XI-начало XII века.

Со временем в целях совершенствования невменного письма - для точной фиксации висоты звуков - к невмам справа стали добавлять буквенные обозначения. Затем (уже в X веке) в целях удобства ориентирования ввели одну горизонтальную линию для тона f, а некоторое время спустя к ней добавили сверху ещё одну - для тона c. Всё это на много облегчило чтение записи музыки того времени, однако не решило проблему до конца. 

Откуда название нот? 
Название музыкальных звуков основана на начальных слогах первых шести строчек средневекового ромско-католического гимна в честь св. Иоанна (легендарного покровителя певцов), сочиненного около 700-го года Павлом Диаконом: 

Ut queant la xis 
Resonare fibris 
Mira gestorum 
Famuli tuorum 
Solve poluti 
La bii reatum, Sancte Johannes. 

Звук си был добавлен позднее. 

Подлинную реформу, приведшую в итоге к образованию современной системы нотного письма, совершил монах бенедиктинец Гвидо Аретинский (ок. 995-1050 гг.). Он был выдающимся музыкантом своего времени - учёным и педагогом. Суть его реформы нотной записи состоит в том, что к имевшимся уже двум линиям f и c он добавил ещё две. Таким образом образовалась четырехлинейная система. Постепенно изменились и сами обозначения звуков. Так, вместо невм стали писать на линиях и между ними квадратные ноты (возникло так называемое хоральное письмо), а в целом нотная запись значительно упростилась и приобрела необходимую для чтения наглядность. 

Итак, новая нотация созданная Гвидо д'Ареццо, дала возможность точно и наглядно фиксировать высоту звуков, что само по себе было выдающимся достижением того времени. Но ритмическая запись нот оставалась ещё несовершенной. Решение этой проблемы было найдено позже, в Западной Европе в конце XII-начале XIII века, когда была изобретена так называемая мензуральная нотация. Мензуральная нотация это система музыкальных звуков, применявшаяся в XIII-XVI веках. В отличие от хоральной, она позволяла фиксировать не только высоту, но и относительную длительность звуков. В этот период была добавлена пятая линия к нотному стану. Во второй половине XVII века итальянским теоретиком Бонончини (1642-1678) неудобный для распевания слог ut (ут) был заменен на слог До. С того времени и поныне мы имеем знакомые всем До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Добавить комментарий



Наша группа Вконтакте